Статьи

Эмиссия акций: для чего нужна и как на ней заработать инвестору

Когда бизнесу требуется увеличить капитализацию, одно из решений – привлечение акционерного капитала через выпуск ценных бумаг (акций) с последующей торговлей ими на бирже или распределением среди определенного круга лиц. Этот процесс называют эмиссиейакций, а саму компанию – эмитентом. Покупка или получение акции дает ее владельцу право распоряжаться долей капитала компании-эмитента.
Эмиссии акций бывают первичными и вторичными или повторными. Первичная эмиссия происходит, когда компания-эмитент впервые выпускает свои ценные бумаги, вторичная – при их повторном выпуске. Во втором случае распределение выпущенных акций осуществляется либо по соглашению о купле-продаже с помощью закрытой подписки (для ограниченного круга инвесторов) или открытой подписки (для любого человека); либо через распределение акций среди определенной группы акционеров (чаще всего совладельцев компании, менеджмента и аффилированных с ними лиц).


Регламент проведения эмиссии

Решение об эмиссии принимается на совете директоров компании или на собрании ее крупных акционеров (мажоритариев) с обязательным ведением протокола собрания и его результатом. В итоговом документе указывают тип ценной бумаги и ее номинальную (первоначальную) стоимость, количество, способ хранения и характер дальнейшего размещения, а также форму эмиссии и права будущего владельца ценной бумаги.
Для каждого выпуска ценных бумаг составляется проспект эмиссии – специальный документ, в котором содержится подробная информация об эмитенте, его предыдущих эмиссиях (если таковые уже были раньше), финансовая отчетность компании, данные об акционерах, посредниках и персонале эмитента, описание бизнес-плана и перспектив развития. Полный регламент проспекта эмиссии и паспорта эмитента содержится в 22-й статье ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
Любая эмиссия требует государственной регистрации в ЦБ РФ, на которую в среднем уходит от одного до трех месяцев. Процесс может быть приостановлен или отменен в случае предоставлении неполного пакета документов, нарушений законодательства, неуплате налогов или подаче ложных сведений.
После прохождения госрегистрации эмитенту необходимо обнародовать исходящую информацию об эмиссии в СМИ для ознакомления инвесторов о планируемом событии. Сокрытие или сознательное игнорирование этой процедуры чревато санкциями со стороны регулятора и снижением доверия от массового инвестора, что может привести к снижению котировок на ценные бумаги эмитента.
Перечисленные выше требования являются обязательным правилом только если эмиссия составляет более 50 тысяч МРОТ, а число акционеров, участвующих в ней, превышает 500 человек.

Размещение выпущенных акций

Ценные бумаги, выпущенные в результате эмиссии, размещаются эмитентом в двух разных форматах.
Публичное размещение: выпущенные акции доступны для всех желающих. Различают три вида подобного размещения: IPO (Initial Public Offering) – первоначальная эмиссия в рамках выхода компании-эмитента на биржу, SPO (Secondary Public Offering) – вторичное размещение бумаг, которые находятся на руках у крупных акционеров (обычно у владельцев компании или топ-менеджмента) и FPO (Follow-on Public Offering) – дополнительное размещение акций в свободной продаже, которое чаще всего проводится для повышения ликвидности ценных бумаг компании-эмитента.
Закрытое размещение (Private placement): выпущенные акции в результате такой эмиссии доступны ограниченному кругу инвесторов, а компания-эмитент может не объявлять о проведенной акции. Правда, здесь есть свои ограничения: объем выпуска должен быть не более 50 тысяч МРОТ, а число участников-акционеров не более 500 человек.
Цена размещаемых акций может варьироваться и определяется эмитентом, исходя из ситуации на рынке и его собственными расчетами. В проспекте эмитента лишь указываются условия формирования цены, которые с остальными данными предоставляются регулятору на утверждение за десять дней до истечения периода государственной регистрации эмиссии.

Плюсы и минусы для инвестора

Объявление эмиссии со стороны компании-эмитента может служить как положительным, так и отрицательным сигналом для инвестора.
Поиски капитала для инвестиций в производство, расширение сбыта или внедрении новых технологий, говорит о желании руководства компании развивать свою деятельность, что часто приводит к развитию бизнеса, увеличению капитализации компании и ликвидности ее бумаг на фондовом рынке. В перспективе это может сулить увеличение стоимости акций и увеличения дивидендных выплат своим акционерам. Кроме этого, при первоначальном размещении цена на бумаги компании выставляется по номиналу: при большом спросе и хороших финансовых показателях, у инвестора могут быть вполне обоснованные надежды на их дальнейший рост.
С другой стороны, дополнительная эмиссия размывает общее количество акций эмитента, что приводит к уменьшению его доли в капитале компании и сокращению получаемых дивидендов на каждую акцию. Иногда компании проводят эмиссию с целью увеличить свою капитализацию, что при невысокой инвестиционной активности может свидетельствовать о определенных финансовых проблемах. Прежде чем вкладывать средства в ценные бумаги таких эмитентов, изучите их финансовое положение на рынке и узнайте о причинах и целях проведения эмиссии.
В IT-приложении Dubrovsky можно узнавать о готовящихся эмиссиях заблаговременно, благодаря интегрированной ленте новостей. Вы можете совершать сделки по 92 акциям “голубых фишек”, основываясь на оперативных известиях фондового рынка, и принимать взвешенные решения.
Скачайте IT-приложение Dubrovsky одним из первых — проходите авторизацию по ссылке, оставляйте свой email и ожидайте приглашения. Мы пришлем вам ссылку на подключение к приложению, которое позволит совершать сделки на фондовом рынке с нулевой комиссией и без дополнительных платежей.

Другие статьи: