Что такое биржевой листинг и для чего он нужен инвестору
Размещая свои бумаги на бирже, любая компания получает определенный уровень листинга, который определяется по степени риска вложений в ее бумаги и служит важным индикатором для инвесторов. Как формируется биржевой листинг и на что влияет – расскажем в этой статье.
Листинг – это получение компанией-эмитентом возможности для покупки и продажи своих ценных бумаг на бирже. Он включает в себя контроль за соблюдением условий торговли и принятых на фондовом рынке норм и правил. Процесс считается завершенным после включения бумаги в список и присвоения ей того или иного уровня листинга.
Прохождение этой процедуры имеет положительные стороны для рынка, так как требует от эмитента раскрытия данных о свой экономической деятельности и публикации отчета в широком доступе. Это позволяет инвесторам лучше оценить перспективы развития компании и определить надежность вложения средств в ее ценные бумаги.
Полный список компаний, чьи бумаги торгуются на МосБирже, с их градацией по уровням листинга можно посмотреть поссылке.
Формирование уровней листинга на МосБирже
Всего на Московской Бирже существуют три уровня листинга (раздела списка): первый, второй и третий. Первые два называются котировальными списками (их ценные бумаги доступны для всех инвесторов), третий – некотировальным (бумаги доступны только для квалифицированных трейдеров).
Параметры, по которым эмитент попадает в один из списков, определяются отраслью компании, ее размерами, финансовыми результатами деятельности и иными экономическими критериями. По их совокупности определяется уровень надежности эмитента и его соответствия требованиям биржи. У всех трех уровней есть определенные требования, которыеизложены на сайте МосБиржи в правилах листинга: для каждого вида ценных бумаг они свои.
Основные требования к российским эмитентам разделяются по следующим категориям:
· капитализация от 60 млрд рублей; · доля свободно торгующихся акций на бирже от 10%; · стаж на фондовом рынке от 3 лет; · отчетность по стандартам МСФО в течение последних 3 лет с раскрытием данных согласно законодательству РФ. · соответствие требованиям по корпоративному управлению,указанным в правилах МосБиржи.
· капитализация от 1 млрд рублей; · доля свободно торгующихся акций на бирже от 1% · стаж на фондовом рынке от 1 года; · отчетность по стандартам МСФО за последний год с раскрытием данных согласно законодательству РФ. · соответствие требованиям по корпоративному управлению,указанным в правилах МосБиржи.
К третьему уровню листинга не применяются требования, перечисленные выше. Для таких эмитентов необходимо лишь соответствовать требованиям законодательства РФ (в том числе по раскрытию информации) и пройти процесс регистрации проспекта ценных бумаг (полный список перечислен статье 5 правил листинга, пункт 5.1.1).
Решение о включении ценных бумаг эмитента в один из уровней листинга принимается на основе заключения соответствующего департамента МосБиржи для третьего уровня в течение 10 рабочих дней, для второго и первого уровней в течение 20 рабочих дней (для акций и депозитарных расписок на акции) и в течение 15 рабочих дней для иных видов ценных бумаг.я к российским эмитентам разделяются по следующим категориям:
Интересы инвестора
Под критерии первого списка попадают крупные компании, которые на рынке называют «голубыми фишками». Из них же формируетсяосновной индекс МосБиржи и РТС испециальный индекс «голубых фишек», которые показывает состояние фондового рынка в стране. Такие бумаги могут не показывать высокой доходности, но вложения в них оптимально подходят для начинающих инвесторов, которые предпочитают избегать вложений в рисковые активы.
Второй список в основном состоит из небольших по размеру компаний, в которые стоит инвестировать с бОльшей осторожностью, несмотря на то, что в эта категория также доступна и для «неквалифицированных» инвесторов. Для более точной оценки эмитента из второго эшелона (списка) используйтеособый индекс МосБиржи компаний со средней и малой капитализацией.
Ценные бумаги эмитентов из третьего эшелона доступны только квалифицированным инвесторам и чаще всего участвуют во внебиржевых сделках на рынке.
Чем выше уровень листинга, тем выше ликвидность эмитента, о которой мы рассказывали впредыдущей статье. В IT-приложении Dubrovsky интегрирован специальный виджет, который будет предупреждать инвестора о разных уровнях ликвидности выбранного актива и соответствовать трем сигналам дорожного светофора: красному, желтому и зеленому.
Соответственно им, система разрешит или запретит исполнение тех или иных сделок на фондовом рынке. Более подробнее об этом механизме читайте в статье, которая специально посвящена разбору работы механизма «светофор».
Если вы хотите получить возможность скачать IT-приложение Dubrovsky одним из первых – проходите авторизацию поссылке, оставляйте свой email и ожидайте приглашения. Мы пришлем вам ссылку на подключение к приложению, которое позволит совершать сделки на фондовом рынке с нулевой комиссией и без дополнительных платежей.