Статьи

Что такое ликвидность на фондовом рынке, как ее оценить и увеличить

Чем проще продать товар или услугу, тем выше их ликвидность на рынке. Та же самое происходит и с биржевыми активами. Чем охотнее они торгуются на фондовой площадке, тем больше на них спрос, и тем выше их ликвидность – и наоборот.
Ликвидность – понятие постоянно меняющееся и произошло от латинского liquidus: жидкий, перетекающий, что говорит о нестабильности этой функции и зависимости от внешних факторов: экономических показателей компании-эмитента, общей ситуации в отрасли или негативного геополитического фона. При их положительных значениях ликвидность акции повышается, а при негативных – падает.
Сегодня самый ликвидный актив в мире – деньги, с помощью которых также можно совершать операции с ценными бумагами. Уровень ликвидности определяет скорость, с которой они проходят: чем быстрее вы можете купить или продать актив, тем выше будет его ликвидность, а чем медленнее – тем ниже. По этому принципу активы на фондовом рынке делятся на две основные категории: высоколиквидные и низколиквидные.
Таким образом, ликвидность является наиболее важным параметром для инвестора при выборе ценной бумаги, так как высоколиквидный актив вы сможете быстрее продать или купить по рыночной цене, чем актив с низкой ликвидностью. Ликвидность также влияет и на рыночную цену бумаги, которая растет вместе с увеличением спроса и уменьшается, когда количество сделок по ней падает.

Как определить ликвидность

Чем активнее торги и меньше диапазон цен, тем выше уровень ликвидности, а чем пассивнее и шире спред – тем ликвидность ниже.
Внешне это можно определить, проанализировав графики торгов бумагой. Высокая активность трейдеров выражается на кривой графика большим количеством пиков разной направленности, а низкая – длинными горизонтальными участками, которые говорят об отсутствии или малом количестве сделок по данному активу.

По степени интереса со стороны инвесторов уровень ликвидности акций делят на четыре подкатегории:

  • Высоколиквидные обычно это бумаги крупных и надежных эмитентов, которые пользуются высоким спросом на рынке (еще их называют «голубые фишки»);
  • Условно ликвидные: акции с невысокими котировками на бирже, но большим интересом у инвесторов (часто это молодые компании второго-третьего эшелона с высоким потенциальным ростом);
  • Низколиквидные: бумаги, которыми можно торговать на бирже, но спрос на них низкий (обычно это малоизвестные компании с невысоким потенциалом);
  • Неликвидные: акции, которые торгуются только с существенным дисконтом (скидкой) к своей рыночной цене.

На ликвидность бумаг эмитента влияют и внутрикорпоративные показатели эмитентов. Наиболее существенные среди них:

  • Экономическая стабильность компании, благодаря чему увеличивается ее капитализация и растет общая стоимость акций;
  • Регулярные выплаты дивидендов акционерам;
  • Сумма акций, которые находятся в свободном обращении: это увеличивает количество акционеров и частоту сделок с бумагами.


Как увеличить ликвидность

Иногда, чтобы создать дополнительную ликвидность акций, компании проводят процесс дробления (split) своих бумаг. За счет этого увеличивается их количество, исходя из пропорциональности разделения каждой первоначальной акции. Часто это делается, чтобы уменьшить цену актива для массового инвестора. Например, если цена одной акции эмитента стоит 100 тыс. рублей, то их дробление из расчета сто к одному, в сто раз сократит стоимость одной бумаги. При прочих данных она станет более доступной на рынке, привлечет больше инвесторов и, как следствие, увеличит свою ликвидность.
Следующий способ поднять ликвидность бумаг эмитента – сосредоточить торговлю акциями на одной бирже, если ранее они размещались сразу на нескольких площадках. Благодаря централизации торгов увеличивается ликвидность бумаг и их популярность у инвесторов.
Наконец некоторые компании повышают ликвидность акций через увеличение free float – продажу крупными акционерами части своих пакетов акций на фондовом рынке или вывод на биржевые торги бумаг, принадлежащих самой компании (казначейских акций).

Как инвестировать в акции с разной ликвидностью?

Чем выше ликвидность акций, тем более будут защищены ваши инвестиции от резких ценовых скачков биржевых котировок.
Определить текущий уровень ликвидности вы можете по объему торгов эмитента, который публикует на своем сайте Московская биржа. По ссылке вы сможете найти их полный список и выбрать интересующий актив по названию компании или ее тикеру. Если указанная компания торгуется в первом эшелоне (уровне) и находится максимально близко к началу списка, то это говорит о высокой ликвидности ее бумаг для инвестирования. Похожее разделение существует и на остальных российских площадках.
Кроме этого, обращайте и на значение капитализации компании: у «голубых фишек» с хорошей ликвидностью стоимость чаще всего превышает $2,5 млрд. У компаний следующего, второго эшелона это значение колеблется в диапазоне от $500 млн до $2,5 млрд. Особенно эта информация будет инвесторам-новичкам, которые не имеют статуса «квалифицированного» инвестора.
По этим критериям (капитализации и объему сделок) можно отобрать активы для своего портфеля и на сайтах брокеров или интерактивных торговых ресурсах для инвестирования.
Инженеры IT-приложения для инвестиций Dubrovsky пошли дальше, и разработали специальный механизм «светофор», который интегрирован в приложение, и в автоматическом режиме определяет уровень ликвидности инструмента на фондовом рынке, предупреждая инвестора о рисках при совершении сделки с тем или иным активом.
Три цвета: зеленый, желтый и красный сигнализируют о хорошей, слабой или плохой ликвидности выбранной бумаги соответственно.


Чтобы обезопасить инвесторов от вложений в активы эмитентов с низкой ликвидностью при «красном сигнале светофора» запрещены любые виды заявок. Более подробнее об этом механизме читайте в статье, которая специально посвящена разбору работы опции «светофор».
Если вы хотите получить возможность скачать IT-приложение Dubrovsky одним из первых – проходите авторизацию по ссылке, оставляйте свой email и ожидайте приглашения.
Мы пришлем вам ссылку на подключение к приложению, которое позволит совершать сделки на фондовом рынке с нулевой комиссией и без дополнительных платежей.

Другие статьи: